menu

02:27
Налоговые проверки в 2023 году. Что нужно знать каждому предпринимателю

2023 год динамичен во всех сферах, в том числе, в изменениях действующего законодательства.  Не остался в стороне и порядок взаимодействия с налоговыми органами. Что нужно знать каждому предпринимателю и консультантам о налоговых проверках в 2023 году -  разберем наглядно.

Начнем с хорошей новости.  Вплоть до 2030 года действует мораторий на плановые проверки в рамках Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ) и Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Мораторий на плановые проверки, а также  ограничения на проведение внеплановых проверок  введены Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336.

 Исключения, на которые указанный мораторий не распространяется:

  • объекты контроля категорий чрезвычайно высокого и высокого риска;

  • опасные производства II класса опасности;

  • гидротехнические сооружения II класса;

  • проверки по № 294-ФЗ без риск-ориентированного подхода.

 

Какие еще льготные условия, перечисленные в моратории, действуют до 2030 года:

  • продлевается мораторий на плановые проверки государственных и муниципальных детсадов, начальных и средних школ, если их объекты контроля имеют категорию чрезвычайно высокого и высокого риска. Вместо плановых проверок могут проводить однодневные профилактические визиты.

  • вводится дополнительное контрольное мероприятие — профилактический визит по поручению Президента, Председателя правительства или его заместителей. В отличие от обычного профилактического визита, от такого визита нельзя будет отказаться.

 

Примечательно, что выездную проверку в аккредитованных IT-компаниях смогут провести только с разрешения вышестоящего налогового органа. Это правило будет действовать до 3 марта 2025 года.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 01.10.2022 N 1743 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336" (далее – Постановление Правительства РФ № 1743) плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки будут осуществляться только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса.

Предусмотрено, что контролируемое лицо вправе обратиться в контрольный (надзорный) орган с просьбой о проведении профилактического визита. Это необходимо сделать не позднее, чем за 2 месяца до даты начала проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия. В таком случае контрольный (надзорный) орган включит профилактический визит в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год. 1 октября 2022 года в данное постановление внесли важные изменения: мораторий на плановые проверки продлили на 2023 год.

Необходимо также отметить, что мораторий распространяется только на контрольные мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом. Это означает, что могут и будут проводить контрольные закупки, мониторинговые закупки, выборочный контроль, рейдовый осмотр, инспекционный визит, выездные и документарные проверки (ч. 2 ст. 56 Закона № 248-ФЗ).

Но и это не все, есть и иные исключения. Так, ограничения на внеплановые проверки уже не будут действовать (Постановление Правительства РФ  от № 1743).

В 2023 году внеплановые проверки разрешены. А еще, начиная с 2023 года, обжаловать решение, действия или бездействие должностных лиц нужно сначала в вышестоящий орган. Подать жалобу в суд без досудебного обжалования нельзя. 

Профилактические и контрольные мероприятия  не запрещены. Профилактические визиты могут быть обязательными и необязательными. По общему правилу, можно отказаться от обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный орган за три рабочих дня до даты его проведения.

Налоговые проверки по-прежнему можно проводить, поскольку они не попадают под действие Закона № 248-ФЗ.
Исключение: в 2023 году не будут проводиться плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования.

Каким образом ФНС определяет – кого из налогоплательщиков следует проверить и как выбирает способ (вид) проверки?

Если ответить на этот вопрос вкратце, то  налоговая инспекция составляет план проверок, а в этот план, в порядке очередности,  включает наиболее интересных ФНС лиц. Для этого  налоговые органы анализируют всю информацию о налогоплательщике, которая есть в их распоряжении.

В первых рядах такого списка окажутся те налогоплательщики,  которые, по мнению ФНС, участвуют в схемах  ухода от налогов, а также те, у которых, предположительно, есть иные налоговые нарушения. Критериев, о которых идет речь,  12, и все они приведены в Приложении 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Большинство из них применяют как к организациям, так и к индивидуальным предпринимателям.

Совсем не обязательно,  что если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель соответствуют отдельным критериям, то к нему  придут с проверкой. Вместе с тем, чем больше «баллов» из вышеперечисленных 12 набирает налогоплательщик, тем больше вероятность визита проверяющих к такому «победителю». 

В то же время,  не стоит делать вывод о том, что если налогоплательщик не соответствует ни одному критерию, то его в любом случае минует проверка. В случае несоответствия указанным критериям налогоплательщик все равно может подвергнуться проверке,  поскольку закон не запрещает ее проводить.

 

Что представляет собой проверка налогового органа?

Основные виды налоговых проверок  -  камеральные и выездные.

  1. Что проверяют?

В ходе камеральной проверки проверяют ошибки в декларации (расчете), своевременность ее подачи, правильность расчета и уплаты конкретного налога, по которому вы отчитывались, либо право на получение вычетов в упрощенном порядке (п. 1 ст. 88 НК РФ).

В ходе выездной проверки проверяют правильность расчета и уплаты одного или сразу нескольких налогов (сборов, страховых взносов) (п. п. 3, 4 ст. 89 НК РФ).

  1. Почему проверяют, как принимают решение о проведении проверки?

Камеральную проверку проводят без специального решения. Ее основание - декларация (расчет, заявление о получении налоговых вычетов в упрощенном порядке) и документы, которые вы самостоятельно сдали в инспекцию или которые имеются у нее (п. п. 1, 2 ст. 88 НК РФ).

Выездную проверку проводят только на основании решения руководителя инспекции или его заместителя (п. 1 ст. 89 НК РФ).

  1. Где проверяют?

Камеральную проверку проводят на территории инспекции, без выезда к налогоплательщику (п. 1 ст. 88 НК РФ). Выездную проверку обычно проводят по месту нахождения налогоплательщика. Однако если у налогоплательщика не указано место нахождения, то  проверку проведут в инспекции (п. 1 ст. 89 НК РФ).

  1. В какой срок проверяют?

Камеральную проверку на основании отчетности проводят в течение трех месяцев со дня подачи декларации (расчета). Этот срок не продлевается, за исключением проверки деклараций по НДС (в данном случае срок проверки составит два месяца), и этот срок могут продлить до трех месяцев, если есть признаки нарушений. Камеральную проверку по заявлению о получении налоговых вычетов в упрощенном порядке проводят в течение 30 календарных дней со дня подачи заявления. Этот срок можно продлить до трех месяцев, если есть признаки нарушений (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Срок выездной проверки - два месяца с даты вынесения решения. Его могут продлить до четырех - шести месяцев. Если отдельно проверяют филиал или представительство, срок проверки - не больше одного месяца (п. п. 6, 7 ст. 89 НК РФ).

5.Непрерывность проверки. 

Камеральную проверку не могут приостановить, а выездную проверку –  могут. 

  1. За какой период проводят проверки?

Камеральную проверку проводят за тот период, который охватывает поданная налогоплательщиком декларация (расчет, заявление о получении налоговых вычетов в упрощенном порядке) (п. 1 ст. 88 НК РФ). Выездная проверка может охватывать три года, которые предшествуют году проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ).

  1. Как часто могут проверять? 

Камеральную проверку проводят по каждой поданной декларации (расчету, заявлению о получении налоговых вычетов в упрощенном порядке), в том числе и по уточненной декларации (расчету) (п. 1 ст. 88 НК РФ). Выездную проверку, по общему правилу, не должны проводить больше двух раз за календарный год (п. п. 5, 7 ст. 89 НК РФ).

Отдельно стоит выделить такое понятие, как мероприятия налогового контроля.

В рамках камеральной проверки круг таких мероприятий ограничен. Могут запросить документы, подтверждающие льготы налогоплательщика или еще какие-либо документы, необходимые для принятия того или иного решения, например, если налогоплательщик применяет налоговые льготы или заявил НДС к возмещению (п. п. 6, 7, 8 ст. 88 НК РФ).

Выездная проверка в данном случае отличается тем, что при ее проведении используется более широкий инструментарий в части мероприятий налогового контроля (п. п. 9, 12, 13, 14 ст. 89, ст. ст. 90 - 97 НК РФ):

- истребование документов, которые относятся к предмету проверки;

- допрос свидетелей;

- инвентаризация имущества;

- привлечение эксперта (специалиста), переводчика для участия в проверке;

- осмотр помещений и территорий;

- осуществление выемки документов и предметов.

Итак, проверка завершена. Что считается итогом камеральной, а что – итогом выездной проверки?

После завершения камеральной проверки оформляют акт,  в том случае, если есть нарушения (п. 5 ст. 88, п. 1 ст. 100 НК РФ). Документальное оформление выездной проверки требуется в любом случае, независимо от наличия выявленных нарушений, поэтому по итогам выездной проверки составляют справку, а затем акт (п. 1 ст. 100 НК РФ).



 


 


 

 

Категория: Консультант | Просмотров: 44 | Добавил: DIAMONDMINEIM | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar